29марта

Мотоэксперт: Снежный вызов

Первая гонка Iron Dog прошла ещё в 1984 году по северному маршруту до города Nome, расположенному на побережье Берингова моря. Изначально мероприятие называлось Iron Dog Iditarod, однако позже, в следующем году, название заменили на Gold Rush Classic. В 1990 году гонка снова поменяла название на Iron Dog Gold Rush Classic. В течение следующих 10 лет, до 2009 года, спонсором экстремального развлечения была корпорация Tesoro, поэтому в названии гонки присутствовало упоминание данной корпорации – Tesoro Iron Dog. В настоящее время мероприятие известно под названием Iron Dog Race, и его главным спонсором является Alaska National Guard. Благодаря новому спонсору с 2009 года гонка получила значительное развитие и стала известна по всему миру.

Iron Dog Race – экстремальная гонка для самых стойких и мужественных людей планеты. Она состоялась с 15 по 23 февраля на Аляске, и в ней приняли участие более 50 команд, а также два российских экстремала – Влад Минин и Андрей Биржин.

В 2013 году известной гонке исполнилось 30 лет. Благодаря компании Wild Wild два российских экстремала получили возможность проверить себя на прочность, поучаствовав в суровой гонке Iron Dog Race. Участники команды Snow Challenge
должны были пройти маршрут от старта – с озера Big Lake, расположенного в 100 км от Anchorage, и, пройдя по самому опасному участку пути протяжённостью в 1800 км, добраться до города Nome на берегу Берингова моря.

Маршрут гонки проходил по самым опасным местам суровой заполярной местности: открытые реки с ледяной водой, дикие заросли заполярных лесов, бескрайняя снежная тундра, опасные ущелья. Кроме того, погодные условия северного полуострова являются одним из самых сложных пунктов гонки – температура может опуститься до –50 °С, а в тундре участников подстерегают снежные бури, когда видимость полностью теряется, и невозможно определить нужный маршрут. По сути это зимний вариант гонки «Дакара», но только на снегоходах. И всё же самые смелые и отчаянные гонщики каждый год на протяжении вот уже 30 лет съезжаются на Аляску, чтобы проверить себя на прочность, преодолеть самую рискованную трассу в мире и побороться за вознаграждение в $ 50000. Маршрут Iron Dog в этот раз проложили через два горных хребта с крутыми подъёмами и реку с открытой водой в ущелье Hell Gate. Участникам предстояло пройти через все естественные препятствия – преодолеть почти отвесные склоны, форсировать реку, пробираться через густые заросли низкорослого северного леса и находить направление в тундре в условиях минимальной видимости. 15 февраля Влад и Андрей достаточно легко преодолели первый участок пути и сделали остановку, переночевав в доме у местных жителей. В течение следующих трёх дней участники гонки проходили сложный этап. На одном из участков произошла авария, в которой Андрей получил травму. Вывих левой руки заставил его прекратить гонку, однако было необходимо ещё добраться до возможного места эвакуации. Температура воздуха была ниже –35 °С с сильными порывами ветра, что значительно затрудняло видимость и сказывалось на скорости. Несмотря на все трудности, они добрались до безопасного места, где Влад смог организовать возвращение Андрея на частном самолёте в Анкоридж и затем в Москву. Влад был вынужден также прекратить гонку по правилам Iron Dog Race, однако даже этот пройденный путь заставил участников команды Snow Challenge по-новому взглянуть на себя и свои возможности.

Снегоходы для гонки подготавливал лично Влад Минин при поддержке компании Alaska Power&Sports, полагаясь на свой большой опыт предыдущих экспедиций на Аляске. В качестве спортивных болидов были выбраны два Polaris Switchback 600 Pro-R 2013, которые уже в базе готовы к гонке. Из дополнительного оборудования было установлено: более широкое и высокое ветровое стекло от ледяного ветра, защита рук от веток деревьев,шипы на гусеничный трак для стабильной курсовой устойчивости на льду, крепкая алюминиевая рама для канистры с топливом, специальное отделение под кокпитом с системой электропитания и подогревом от мотора для зарядки устройств и размораживания очков; проведена тонкая настройка всех агрегатов и систем.

Многие считают, что успех гонки Iron Dog Race зависит исключительно от возможностей оборудования, а также знаний и навыков участников. Разумеется, это является важнейшим фактором, но не определяющим. Каждый, даже самый подготовленный участник гонки, может быть остановлен силами природы – опасными и непроходимыми местами, пройти через которые помогает не только умение, но и удача. Из 40 команд профессиональных гонщиков только 20 дошли до финиша. Остальные участники, несмотря на большой опыт, выбыли по разным причинам. Одни получили серьёзные травмы на переходе через Аляскинский хребет, другие – преодолевая опасное ущелье Hell Gate. Переломы ног, повреждения позвоночника, обморожения и ушибы – для многих участников гонка окончилась весьма печально. Ещё одна причина, по которой выбывали гонщики, – это повреждения техники. Какие бы надёжные и современные снегоходы ни использовались, природа Аляски заставила их сдаться и повернуть назад. Зубодробительный холод, постоянное напряжение, скорости свыше100 км/чи хроническая усталость – только самые сильные и удачливые могли пройти через все препятствия и достигнуть финиша. Эти испытания открыли новые возможности российских экстремалов, доказали их смелость, мужество и твёрдый характер. Компания Wild Wild наградила Андрея Биржина сертификатом в память об участии в безумно опасном и интересном приключении, раскрывающем новые горизонты.